Технология проблемно-модульного обучения

Авторы

П.А.Юцявичене

П.И.Третьяков

И.Б.Сенновский

М.А.Чошонов

Направленность технологии:

Проблемно-модульное обучение создает предпосылки для решения следующих стоящих перед педагогической практикой задач:

- построение системного содержания обучения;

- обеспечение индивидуализации обучения;

- формирование у учащихся прочных действенных знаний и способов их применения;

- развитие активности и самостоятельности обучаемых;

- максимальная реализация творческого потенциала педагога и обучающегося.

Краткая характеристика:

Сущность обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может овладеть системой познания, включающей в себя определение цели и способа деятельности. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Основным отличительным свойством модульного обучения является то, что содержание в нем представлено в законченных самостоятельных единицах – модулях, которые одновременно являются и банком информации, и средством управления развитием потребностей – способностей человека.

Модульное обучение строится на следующих принципах:

  1. Структуризации содержания, суть которой заключается в том, что модуль, представляя собой единую целостность изучаемой системы, имеет определенную структуру, состоящую из отдельных элементов, связанных между собой.
  2. Деятельностного подхода, который требует, чтобы обучаемые овладели способами деятельности на основе системы действенных знаний.
  3. Осознанности обучения, который проявляется через разработку и представление учеником комплексной цели обучения, осознаваемой каждым обучающимся как лично значимы результат.

Модуль обеспечивает осознанное системное представление об изучаемых объектах и явлениях, активное участие обучаемых в педагогическом процессе.

Модуль учебного плана для школы может состоять из двух блоков:

1-ый блок – культурологический, т.е. мировоззренческий. Он позволяет человеку понять себя во вселенском пространстве как систему, определить свое отношение к миру: к природе, обществу, человеку. Содержание этого блока обеспечивает передачу обучаемым фундаментальной человеческой культуры. Лишь поняв сущность развития материального мира, как системы, можно познать варианты проявления ее в реальном мире. А, значит, правильно и активно в нем действовать.

2-ой блок – предметный, который включает в себя изучение отдельных предметов.

Такой структурно-функциональный способ познания позволяет осознать фундаментальные знания, с постепенным наращиванием их  через предметные и метапредметные связи. Главное, что приобретает обучаемый, - это способ взаимодействия с изучаемой системой, правила взаимосвязи с ней. Он оказывается готовым самостоятельно использовать этот способ в любой конкретной ситуации, приобретать знания под конкретную цель, уметь системно действовать.

При информационном обмене исходными формами организации деятельности  становятся коллективные. При этом содержание не передается от учителя к ученикам, а добывается путем поисковой деятельности через проблемную ситуацию, в которой формируются нормативные способы действий.

Литература

  1. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. – М.: Народное образование, № 2, 1996. – 160 с.
  2. Левитес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. – Мурманск, 1997.

3. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М, Новая школа, 2001.