Технология проблемно-модульного обучения
Авторы
П.А.Юцявичене
П.И.Третьяков
И.Б.Сенновский
М.А.Чошонов
Направленность технологии:
Проблемно-модульное обучение создает предпосылки для решения следующих стоящих перед педагогической практикой задач:
- построение системного содержания обучения;
- обеспечение индивидуализации обучения;
- формирование у учащихся прочных действенных знаний и способов их применения;
- развитие активности и самостоятельности обучаемых;
- максимальная реализация творческого потенциала педагога и обучающегося.
Краткая характеристика:
Сущность обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может овладеть системой познания, включающей в себя определение цели и способа деятельности. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Основным отличительным свойством модульного обучения является то, что содержание в нем представлено в законченных самостоятельных единицах – модулях, которые одновременно являются и банком информации, и средством управления развитием потребностей – способностей человека.
Модульное обучение строится на следующих принципах:
- Структуризации содержания, суть которой заключается в том, что модуль, представляя собой единую целостность изучаемой системы, имеет определенную структуру, состоящую из отдельных элементов, связанных между собой.
- Деятельностного подхода, который требует, чтобы обучаемые овладели способами деятельности на основе системы действенных знаний.
- Осознанности обучения, который проявляется через разработку и представление учеником комплексной цели обучения, осознаваемой каждым обучающимся как лично значимы результат.
Модуль обеспечивает осознанное системное представление об изучаемых объектах и явлениях, активное участие обучаемых в педагогическом процессе.
Модуль учебного плана для школы может состоять из двух блоков:
1-ый блок – культурологический, т.е. мировоззренческий. Он позволяет человеку понять себя во вселенском пространстве как систему, определить свое отношение к миру: к природе, обществу, человеку. Содержание этого блока обеспечивает передачу обучаемым фундаментальной человеческой культуры. Лишь поняв сущность развития материального мира, как системы, можно познать варианты проявления ее в реальном мире. А, значит, правильно и активно в нем действовать.
2-ой блок – предметный, который включает в себя изучение отдельных предметов.
Такой структурно-функциональный способ познания позволяет осознать фундаментальные знания, с постепенным наращиванием их через предметные и метапредметные связи. Главное, что приобретает обучаемый, - это способ взаимодействия с изучаемой системой, правила взаимосвязи с ней. Он оказывается готовым самостоятельно использовать этот способ в любой конкретной ситуации, приобретать знания под конкретную цель, уметь системно действовать.
При информационном обмене исходными формами организации деятельности становятся коллективные. При этом содержание не передается от учителя к ученикам, а добывается путем поисковой деятельности через проблемную ситуацию, в которой формируются нормативные способы действий.
Литература
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. – М.: Народное образование, № 2, 1996. – 160 с.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. – Мурманск, 1997.
3. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М, Новая школа, 2001.