Технология педагогических мастерских

Авторы

П.Ланжевен

Анри Валлон

Жан Пиаже и др.

Э.С.Соколова

Направленность технологии:

Развитие познавательной активности, творческих способностей учеников, личностного позитивного отношения к изучаемому материалу.

Краткая характеристика:

Мастерская – это специально организованное педагогом-Мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель.

Этапы работы мастерской:

  1. «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
  2. «Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
  3. «Социоконструкция» - построение этих элементов группой.
  4. «Социализация» - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
  5. «Афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории, ознакомление с ними, обсуждение.
  6. «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающийся к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
  7. «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Литература

1. Педагогические мастерские Франция – Россия /под ред. Э.С.Соколовой. – М.: новая школа, 1997. – 128 с.