Кейс-технологии (метод анализа ситуаций)

Авторы

Гарвардская технология. В российской школе: В.Д.Киселев.

Направленность технологии:

Развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

Краткая характеристика:

Кейс-метод (метод коллективного анализа ситуации) – техника обучения, использующая описание реальных ситуаций (от англ. сase – «случай»). Это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.

Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший. Интеграция методов познания в кейс-методе: моделирование; системный анализ; проблемный метод; мысленный эксперимент; методы описания, классификации, дискуссия, игровые методы, «мозговой штурм» и др.

Кейс-метод – специфическая разновидность проблемной технологии, в которой процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся.

Формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

Два этапа деятельности преподавателя при использовании кейс-метода:

Деятельность за пределами аудитории: научно-исследовательская, методическая и конструирующая (создание кейса и вопросов для его анализа).

Деятельность в аудитории: вступительное и заключительное слово, организация малых групп, организация дискуссии, поддержка делового настроя в аудитории, оценивание вкладов участников в анализ ситуации.

Создание кейса: определение раздела курса, которому посвящена ситуация; формулирование целей и задач; определение проблемной ситуации, формулировка проблемы; поиск необходимой информации; создание и описание ситуации.

Литература

  1. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – М.: .: Издательский центр «Академия», 2009.

3. Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория. – М.: педагогический поиск, 2004.