Авторы:

В.Петерсен

К.Шаллер

В.И.Тюпа

Ю.Л.Троицкий

В.А.Караковский и др.

Направленность технологии:

Овладение культурой предметного мышления; развитие адаптивности к быстро меняющейся социокультурной ситуации, толерантности в отношении  с другими людьми, явлениями общественной жизни.

Краткая характеристика:

Целью коммуникативной дидактики является формирование культуры предметного мышления: математического, исторического и т.д.

Коммуникативная дидактика ориентирована на событийность урока.

Урок – это коммуникативное событие, в котором усвоение знаний осуществляется через понимание (т.е. овладение культурой предметного мышления), через полноценное коммуникативное событие взаимодействия сознаний (диалог, полилог). В результате коммуникации по поводу разных точек зрения возникает диалогическое согласие. Суть дидактического социального отношения между личностями обучаемого и обучающего в первоначальной совместимости позиций, которые в итоги становятся сходными. Коммуникативная дидактика исходит из противоречивости вступающих  в диалогическое отношение сознаний: образ учебного предмета, складывающийся в сознании учащегося, не совпадает и принципиально не может совпадать с образом того же самого предмета в сознании учителя. Снять это противоречие можно через формирование исторической, математической, биологической, художественной и т.д. культуры мышления, формирующегося в коммуникативном событии.

Наиболее приспособленной по своим исходным условиям для воплощения принципов коммуникативной дидактики является литература. Это связано с природой художественного текста, не только позволяющего, но и предполагающего многообразные интерпретационные взаимодействия.

Есть возможности использования коммуникативной дидактики и на уроках истории, но при наличии авторских материалов – первоисточников, исторических документов, обеспечивающих наличие различных  интерпретаций исторического события. В этом случае в коммуникации участвуют документальное произведение, школьники и учитель, обменивающиеся своими версиями-интерпретациями.

Приоритетами коммуникативной дидактики являются: 1) приоритет коммуникации перед информацией; 2) приоритет понимания перед знанием; 3) приоритет ментального языка внутренней речи перед заемным для школьника внешним языком предметной риторики.

Литература

  1. Тюпа В.И. Анализ художественного текста (гл.9).- М: 2006.

2. Тюпа В.И. Коммуникативная стратегия чеховской поэтики// Чеховские чтения в Оттаве. – Тверь: Оттава, 2006.