Мыследеятельностная педагогика (технология развития метазнаний и метаспособов деятельности)

Авторы технологии: 

В.В.Давыдов

Ю.В.Громыко и др

Направленность технологии:

Развитие теоретического мышления, универсальных способов деятельности школьников.

Краткая характеристика:

Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения. Идея состоит в том, что школьники исследуют принципы построения их мышления в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов – метапредметов. Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. выделяет: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

На этих курсах у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале, исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала. Формируется способность работать с понятиями как особой формой знания, разрешать проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчетов, осмысливать устройства процесса решения задач.

Учитывая универсальность в подходе к решению задач, можно говорить о продуктивности этой методики на уроках разных учебных дисциплин (русского языка, математики, физики, географии и т.д.)

Литература

  1. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего обучения В.В.Давыдова//Изв.Рос.акад. Образования.- 2000.- № 2.- С. 36-43.
  1. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения: очарование очевидного.- Челябинск, ЦНТИ, 1996.
  2. Технология анализа информации и составления вопросов//Школьные технологии, № 1, 2004.
  3. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. М: Педагогическое общество России, 2007.