Авторы технологии: 

Т.К.Донская

В.В.Фирсов

И.Э.Унт

А.С.Границкая

Направленность технологии:

Развитие мотивации к учению, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Краткая характеристика:

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить шанс каждому ученику развивать свои потенциальные способности. Целевыми ориентациями технологии являются: обучение каждого на уровне его возможностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Различают понятия внутренней и внешней дифференциации. Внутренняя дифференциация – это организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности в классе. На уроках в классе создаются группы учащихся по каким-либо признакам, в частности, по обучаемости, т.е. по легкости усвоения учебного материала. Внешняя дифференциация –  организация учебного процесса, при которой учащиеся разноплановой обученности специально объединяются в учебные группы с учетом способностей (или неспособностей) проектируемой профессии, по интересам. Это могут быть классы углубленного изучения предметов, группы компенсирующего обучения, факультативные занятия. Дифференцированное обучение предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения… Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особенностью методики преподавания является блочная подача материала; работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения; наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного и повышенного уровня в задачниках.

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
  2. Журнал «Завуч», № 4,2001; № 2,8, 2002.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок.- Воронеж: Учитель, 2001.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е.С.Полат).- М, 2000.
  5. Педагогика (под ред. П.И.Пидкасистого)- М, 1998.
  6. Профессиональная педагогика. – М, 1999.
  7. Рыжкова В.Н. Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников//Завуч, № 8, 2003.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М, 1998.
  9. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы//Директор школы, № 3, 1995.