Дистанционные образовательные технологии как система помощи в выполнении домашних заданий.
Дистанционные образовательные технологии позволяют создать эффективную систему помощи в выполнении домашних заданий.Эту работу можно организовать в форме службы консультаций. Каждый учащийся имеет через Интернет доступ к курсам системы электронного дистанционного обучения по предметам. В курсах имеются все необходимые для учебной работы теоретические материалы, рекомендации по выполнению домашних заданий разных типов. Можно организовать дежурство учителей в форумах курсов, а также в чатах, аудио- и видео-комнатах. Отличие службы консультаций от систематического курса по предмету заключается в том, что учебное взаимодействие происходит по запросу ученика или по инициативе учителя, если он диагностировал трудность в освоении школьником учебного материала. При организации работы службы консультаций могут быть эффективно использованы взаимопомощь учащихся, работа в виртуальных группах, самообразование. Данная модель особенно эффективна для работы с детьми из социально неблагополучных семей, в ситуации, когда ученику дома никто не поможет в выполнении домашнего задания.
Общение обучающегося с преподавателем и обучающихся между собой является неотъемлемой частью дистанционного обучения. В дистанционном обучении с использованием Интернет-технологий могут найти применение различные типы общения с использованием возможностей компьютерных сетей:
- общение типа «один с одним»;
- общение типа «один со многими»;
- общение типа «многие со многими».
Общение типа «один с одним» используется при проведении индивидуальных консультаций, когда преподаватель отвечает одному обучающемуся или один обучающийся – другому. Основной признак этого типа общения – приватность, которая предполагает, что содержание сообщений недоступно остальным участникам образовательного процесса.
Общение типа «один со многими» осваивается для проведения учителем дистанционных аналогов лекций.
Общение типа «многие со многими» предусматривается для проведения дистанционных аналогов семинарских занятий, дебатов и дискуссий, деловых игр, при анализе конкретных ситуаций, проведении мозгового штурма, выполнении учебных телекоммуникационных проектов. Такое общение организуется с использованием учебных чатов, форумов, телеконференций. Его особенностью является то, что все участники процесса обучения могут свободно взаимодействовать между собой. При этом отсылаемые сообщения общедоступны и на них может ответить любой из участников.
При реализации любой из описанных моделей необходимо предусмотреть средства: на оснащение рабочих мест учащихся и педагогических работников компьютерной техникой, цифровым учебным оборудованием, оргтехникой и необходимыми расходными материалами к ней, оплату подключения к интернету, оплату интернет-трафика, поддержку работы системы электронного дистанционного обучения, повышениеквалификацииработников образования.
Следует организовать обучение детей, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения, а также предоставить им возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса.
Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее, в том числе, оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.
Рабочие места учителей могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в Центре, образовательной организации (образовательном учреждении), так и непосредственно по месту проживания учителя. Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.
Образовательные организации (образовательные учреждения) вправе самостоятельно выбирать модель организации дистанционного образования учащихся с учетом имеющихся ресурсов и региональных особенностей, потребностей в образовательных услугах. Сoтрудничество нескольких образовательных организаций (образовательных учреждений) в подготовке программ дистанционного обучения (например, профильного) позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими.