Сравнительная эффективность приемов и методов обучения учащихся

При выборе приемов и методов обучения важно учитывать психолого-педагогические особенности обучаемых (тип темперамента, тип канала восприятия учебной информации и др.). С этой целью целесообразно руководствоваться следующими таблицами, которые нами разработаны с учетом многолетней практики работы в классах с повышенным и углубленным изучением предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла.

В данных таблицах для удобства используются специальные символы: 1) (+!) означает, что данный метод/прием лучше других эффективен для решения конкретных педагогических задач; 2) (+) или (-) означает, что метод/прием пригоден или непригоден для решения тех или иных образовательных целей и задач.

 

Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся

Методы и приемы обучения учащихся

Типы учеников по каналу восприятия учебной информации

Аудиалы

Визуалы

Кинестеты

Словесные репродуктивные методы (рассказ, лекция, беседа и др.)

+!

Словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристическая беседа, эвристический диалог, «мозговой штурм» и др.)

+!

Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов)

+

+

Информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, ресурсами Интернет и др.)

+!

+

Методы контроля (устный, письменный, самоконтроль и др.)

+

+

Наглядно-образные методы и приемы (демонстрации опытов, мультимедийная  презентация и др.)

+!

Практические методы (решение задач, выполнение заданий, проведение опытов, написание сочинений и др.)

+

+!

Логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.)

+

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся

Методы и приемы

обучения учащихся

Типы темпераментов учеников

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

Репродуктивные методы (рассказ, лекция, беседа и др.)

+

+

+!

Проблемные и частично-поисковые методы (эвристическая беседа, эвристический диалог, «мозговой штурм» и др.)

+!

+

+

+

Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов)

+!

+

+!

+

Информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, ресурсами Интернет и др.)

+

+!

+

Методы контроля (устный, письменный, самоконтроль и др.)

+

+

+

Наглядно-образные методы и приемы (демонстрации опытов, мультимедийная презентация и др.)

+

+!

+

+

Практические методы (решение задач, выполнение заданий, проведение опытов)

+

+!

+

+

Логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.)

+

+!

+

 

Опираясь на содержание данных таблиц можно научно-обоснованно подходить к процедуре отбора наиболее приемлемых методов и приемов обучения учащихся на уроках разных типов.