Сравнительная эффективность приемов и методов обучения учащихся
При выборе приемов и методов обучения важно учитывать психолого-педагогические особенности обучаемых (тип темперамента, тип канала восприятия учебной информации и др.). С этой целью целесообразно руководствоваться следующими таблицами, которые нами разработаны с учетом многолетней практики работы в классах с повышенным и углубленным изучением предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла.
В данных таблицах для удобства используются специальные символы: 1) (+!) означает, что данный метод/прием лучше других эффективен для решения конкретных педагогических задач; 2) (+) или (-) означает, что метод/прием пригоден или непригоден для решения тех или иных образовательных целей и задач.
Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся |
|||
Методы и приемы обучения учащихся |
Типы учеников по каналу восприятия учебной информации |
||
Аудиалы |
Визуалы |
Кинестеты |
|
Словесные репродуктивные методы (рассказ, лекция, беседа и др.) |
+! |
– |
– |
Словесные проблемные и частично-поисковые методы (эвристическая беседа, эвристический диалог, «мозговой штурм» и др.) |
+! |
– |
– |
Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов) |
+ |
+ |
– |
Информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, ресурсами Интернет и др.) |
– |
+! |
+ |
Методы контроля (устный, письменный, самоконтроль и др.) |
+ |
+ |
– |
Наглядно-образные методы и приемы (демонстрации опытов, мультимедийная презентация и др.) |
– |
+! |
– |
Практические методы (решение задач, выполнение заданий, проведение опытов, написание сочинений и др.) |
– |
+ |
+! |
Логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.) |
– |
+ |
– |
Сравнительная эффективность методов и приемов обучения учащихся |
||||
Методы и приемы обучения учащихся |
Типы темпераментов учеников |
|||
Сангвиники |
Холерики |
Флегматики |
Меланхолики |
|
Репродуктивные методы (рассказ, лекция, беседа и др.) |
+ |
– |
+ |
+! |
Проблемные и частично-поисковые методы (эвристическая беседа, эвристический диалог, «мозговой штурм» и др.) |
+! |
+ |
+ |
+ |
Аудиовизуальные методы (сочетание словесных и наглядных методов и приемов) |
+! |
+ |
+! |
+ |
Информационно-поисковые методы и приемы (работа с учебником, ресурсами Интернет и др.) |
+ |
+! |
+ |
– |
Методы контроля (устный, письменный, самоконтроль и др.) |
+ |
+ |
+ |
– |
Наглядно-образные методы и приемы (демонстрации опытов, мультимедийная презентация и др.) |
+ |
+! |
+ |
+ |
Практические методы (решение задач, выполнение заданий, проведение опытов) |
+ |
+! |
+ |
+ |
Логические методы (индукция, дедукция, метод аналогий и др.) |
+ |
– |
+! |
+ |
Опираясь на содержание данных таблиц можно научно-обоснованно подходить к процедуре отбора наиболее приемлемых методов и приемов обучения учащихся на уроках разных типов.