Технология нейролингвистического программирования (НЛП)
Авторы
Джон Миллер
Майкл Холл
Джудит ДеЛозье
Дэвид Гордон и др.
Направленность технологии:
Технология ориентирована на осмысление и изменение стилей обучения.
Краткая характеристика:
Рассматривает процесс обучения как движение информации сквозь нервную систему человека. Информация может быть представлена в определенной форме. Существуют три типа восприятия информации по модальности учащихся, отличающихся развитием визуальных (видение), аудиальных (слышание) и кинестетических (ощущение, прикосновение) каналов прохождения информации. По этому признаку людей можно разделить на правополушарных (к ним относятся визуалисты, кинестетики) и левополушарных (аудисты).
Чтобы обеспечить успешность каждому, обучение организуется многосенсорно, на основе варьирования изложения материала во всех трех модальностях и определенных приемов и стратегий:
- начало занятия с позитивного якорения (термин НЛП). В качестве якоря может выступать любой визуальный (картина, схема), аудиальный (музыка, ритмичные хлопки) и кинестетический (жест, движение) раздражитель;
- мотивация на обучение, выражающаяся в запросе целей каждого учащегося;
- подача информации во всех трех;
- использование раппортов (форма обратной связи в процессе общения, вызывающие в собеседнике ощущение того, что его понимают, что он нравится);
- использование метафор (в НЛП метафора – это своеобразная притча, обогащающая восприятие мира);
- моделирование материала для передачи данного навыка другим людям.
Результат изменений наблюдается в повышении интереса к учебному предмету, ориентация учащихся на успех, повышение качества знаний учащихся, в том числе ребят с низкими и средними способностями.