Технологии тьюторства
Авторы:
Дж.Ланкастер
А.С.Макаренко
А.А.Ремнев
С.В.Федотова
Направленность технологии:
Изменение функций и роли педагога в учебном процессе (консультант, преподаватель, фасилитатор, координатор учебного процесса); высокий уровень освоения учебного материала учащимся; развитие самостоятельности учащихся, их ключевых компетенций.
Краткая характеристика:
В школьной практике используется два вида проявления тьюторства.
- Учитель-тьютор. Его функция – организовать групповое взаимодействие по решению проблемы, проведению исследования, осуществлению проекта, указать источники информации, направлять поиск идей, помочь устранить тупиковые ситуации и осуществлять контроль. Главная задача учителя – обеспечить постоянное внимание и поддержку учащимся.
В рамках проектной и исследовательской деятельности учитель-тьютор, сохраняя полную самостоятельность учащихся, проводит консультации, предоставляет обзорную информацию, ставит наводящие вопросы, дает советы, контролирует со стороны, поддерживает творческий настрой группы, уверенность в успехе, своевременно реагирует на вопросы подопечных, проводит рефлексию по результатам защиты проекта.
- Тьютор (учитель или ученик) – держатель опыта, который знает, «как надо делать». Форма работы – трансляция опыта деятельности тому, кто не знает «как надо делать» в свободном нерегламентированном общении в рамках малой (референтной) группы. В результате члены микрогруппы накапливают опыт, аналогичный тьюторскому. Показательно то, что тьютор, рассказывая о своем усвоении опыта, описывает все его трудности и находки, тем самым предупреждая подопечных от повторения собственных ошибок.
Тьюторами могут быть ученики, успешно усвоившие материал, или подготовленные в опережающем плане, ученики старших классов при организации обучения в разновозрастной группе. Выполняя такого рода работы, тьюторы сами продвигаются в собственной подготовке. Высокий уровень освоения материала в режиме технологии тьюторства объясняется тем, что школьники лучше понимают своих ровесников, им легче общаться с ними, ученики-тьюторы стараются передать информацию интересней, они знают что может заинтересовать их сверстников. Кроме того, у тьюторов высока степень ответственности за свою деятельность. Тьюторство можно использовать как в урочной, так и во внеурочной работе.
Литература
- Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах. – М: Народное образование, 2004.
- Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- СПб., 2005.