Технология формирования ключевых компетентностей

Авторы технологии: 

Г.Б.Голуб

О.В.Чуракова

Е.А.Перелыгина

Направленность технологии:

Формирование и развитие ключевых компетентностей как учебных достижений, востребованных в современном мире.

Краткая характеристика:

Компетентность подразумевает способность эффективно действовать в ситуации неопределенности, решать социальные, экономические, познавательные, бытовые и др. проблемы. Естественную среду для формирования этих умений создает метод проектов (Дж. Дьюн, Гузеев В.В., Пахомова Н.Ю.), включение в образовательный процесс проектирования как вида деятельности. Метод проектов предполагает такую технологию организации образовательных ситуаций,  в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а учитель организует сопровождение самостоятельной деятельности учащегося. Проблема должна быть всегда значима для ученика и завершаться созданием продукта. При осуществлении проектной деятельности изменяются функции участников процесса. Учитель – консультирует, мотивирует, фасилитирует, наблюдает; ученик – выбирает (принимает решения), выстраивает систему взаимоотношений с людьми, оценивает.

Этапы работы над проектом (поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный) имеют свои особенности в зависимости от возраста учащегося и вида проекта. В основе проектирования лежат надпредметные способы деятельности. С целью их формирования авторами разработан курс «Основы проектной деятельности», который внедряется в ряде школ Хабаровского края.

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и новых информационных технологий. Можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации, появляются новые современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции и др.

Литература

  1. Голуб Г.Б. Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. основы проектной деятельности.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// народное образование, № 7, 2000. – С. 151-157.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Мосеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат.- М: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении.- М: АРКТИ, 2003.