Авторы технологии: 

Д.С.Лихачев

А.М.Панченко

Н.В.Понырко и др.

Направленность технологии:

Освобождение от «зашоренности» мышления, ограниченности, надуманных стереотипов и рамок; нахождение источника творчества; развитие нестандартного, креативного мышления, саморегуляции; простраивание внутреннего и внешнего жизненного пространства; развитие толерантности.

Краткая характеристика:

Парадоксальное мышление – это некий процесс мыслительной деятельности  человека, заключающийся в способности отражать в суждениях и представлениях (например, в словесных или художественных образах, в чертежах и схемах) не только уже известное и изученное, но и еще неизвестное, непознанное, необычное, нестандартное. Особенность технологии состоит в том, что ученикам предлагается вопрос или информация, в которой в форме умысла декларируется «заблуждение», те соотносят информацию с собственным опытом, опираясь при этом на законы объективной действительности, получают новое знание и затем используют его при решении конкретной проблемной и ментальной ситуации. Примером парадоксальной информации может служить философия знаменитого готтентота, утверждавшего, что «добро это когда он украдет много коров, а зло когда у него украдут». (Соловьев В. Соч.М: Мысль, 1990. Т.1.С.98).

Таким образом, парадоксально-рефлексивное мышление развивает способность принимать чужую точку зрения, сомневаться в своей правоте, освобождаться от косных установок, рождать оригинальные идеи, творить. Техники и методики развития парадоксального мышления в сущности, почти те же, что и методики креативного мышления: составление ментальных карт, метод антиассоциаций, анализ слов-раздражителей или техника случайно-входящих сигналов, метод ментальной провокации, метод разворота на 360 градусов (заход сзади), перекомбинирование, дидактическая эвристика и т.п.

Литература